Вот сейчас я еду из холодного Арзамаса в холодный же Саров, и нашел время подредактировать хау ту, который писал по индийским поездам. Вдруг кому пригодится?

Поезда в Индии - основной способ передвижения как для местного населения, так и для неимущего или любопытного туриста. Почему любопытного - самолеты залетают не везде, а автобусы медленные, неудобные, жаркие и часто ломаются. Почему неимущего - потому что передвижение в поездах стоит сущие копейки. Мы проехали 3000 километров от Дели до Кочи всего за 400 рублей (600 рупий). При этом, поезда едут очень быстро - эти 3000 километров мы проехали за 48 часов, то есть, со средней скоростью около 70 км в час (в России на обычных дорогах около 40).

Классы вагонов
Вообще, в Индии существует множество классов вагонов, но в основном они разделяются на кондиционированные и нет. В первых я не ездил, но народ в интернетах жалуется что холодно. А вот некондиционированные вагоны-слиперы (Sleeper Class) - самое оно. В них нежарко (потому как окна открываются целиком а на потолке вентиляторы), но может быть холодно зимой при температуре ниже 10 градусов тепла, так как прикрываются окна неплотно. Внешне слипер выглядит как довольно задрипанный плацкарт, только с тремя полками. Ничего страшного в таком количестве народа нет - индусы очень чистоплотные и моются по 2 раза в день (и даже стараются мыться в поездах при поездках длиннее дня).

Покупка билетов
Билеты на поезд в индию легко купить в интернете, правда могут быть проблемы с оплатой нашими кредитками и дебетными картами - на форумах академический вопрос обсуждается подробно и с пошаговыми инструкциями. Выбирайте поезд который идет быстрее и с меньшим количеством остановок и наплюйте на обозначения, иногда экспресс медленнее почтового.

Для поиска билетов очень удобно использовать не irctc.co.in, a ixigo.com - у него очень человеческий интерфейс, правда там иногда не бывает всех поездов. Так что irctc тоже придется освоить, на мой взгляд он конечно помороченный, но на уровне нашего rzd.ru. Когда купите билет, просто распечатайте его и возьмите с собой в поезд. Не бойтесь ошибится при заказе билета - его отмена стоит всего около 15 рублей, деньги вернутся на карту где-то через месяц.

Билеты можно купить и на месте (лучше заранее), для этого идите в Reservation Office и заполняйте там запрос на билет. Номер поезда можно узнать в кассе или в электронной машине, которая бывает даже в самом зажопинске индии. Если ехать недалеко (до 4 часов) можно купить билет во второй класс (типа нашей электрички) в обычной кассе, без резервирования, но там может быть прорва народу.

Если вы отправляетесь из крупного города, идите в Foreign Tourist Ticket Office - там вам продадут билеты по туристической квоте, то есть, 90 процентов вероятность что вы поедете с местами, там же вам все обьяснят. Адреса FT касс есть в Lonely Planet. Не слушайте обсосов, которые ходят у касс и пытаются втюхать вам билет втридорога, утверждая что туристическая касса сегодня не работает и вообще ее нет. Дорогу к кассе можно спрашивать у работников вокзала или у полицейских.

При покупке билетов есть одна тонкость-статус билета. Дело в том, что когда места в вагоне заканчиваются, билеты все равно еще продают, но без мест. Распознать такие билеты можно по пометке RAC или WL. В первом случае места вам скорее всего достанутся (в каждом поезде резервируют места для госнужд, но обычно они не нужны), в самом крайнем случае вам дадут одну полку на двоих, а вот во втором место у вас будет только если кто-то сдаст билет. Причем, WL100 означает что вы сотый в очереди. При покупке менее чем за два дня попробуйте поставить галочку в поле Tatkal - это специальная квота последнего дня, придется правда переплатить сотню рупий, но места могут оказаться. Впрочем, ехать можно и без мест, стратегию я расскажу в соответствующем разделе.

Если билетов в слипер нет, то скорее всего их не будет и в кондиционированные классы - в индии в обычных поездах пафосных классов максимум 1-2 вагона, и их довольно быстро разбирают. Не берите на дальнее расстояние билет во второй сидячий класс (самый дешевый) - он ничего не стоит (около 150 рублей на 3000 км), там дофига бичей и нищеты, спать негде. Если вам пришлось взять туда билет (закончился даже WL), старайтесь после проверки билетов перебежать в слипер. Мы так не делали, но наши товарищи рассказывали что к туристам не цепляются.

Проезд с местом
Вламываетесь в вагон, проходите на свое место, разгоняете с нижней полки народ и распихиваете багаж под полки, большие рюкзаки пристегните цепью с замком (продаются везде), ценные вещи, паспорта, билеты - в сумочку и с собой (ночью под голову). Как разложитесь - разрешите сесть рядом тем, кто этого хочет. Если на вашей верхней полке кто-то спит, не тревожте его - ему всю ночь бомжевать (это и есть человек без места), сгоните когда захотите спать - покажите на себя и скажите слип, он поймет. Если вдруг не захочет уходить, суньте в лицо билет и пригрозите полицией.


Езда без места
Если вам не повезло, и вы оказались без места, а ехать долго действовать нужно быстро. Вбегаете в вагон (очень сложно это сделать быстрее местных, но постарайтесь), пробегаете и смотрите где более менее свободно. Туда и щемитесь - запихивайте вещи под полки, сами садитесь на полки. Особенно не наглейте, ведите себя веживо, улыбайтесь. Самый лучший вариант - купэ с молодыми и образованными индусами, они входят в положение и стараются помочь. Впрочем, и сердце застарелых усачей может расплавится, особенно если с вами красивая белая леди. А особенно если вы и есть красивая белая леди. Тогда вам даже могут уступить полку поспать, а молодые девушки могут разрешить лечь с собой на полку (или освободят вам полку, а сами лягут вдвоем).
Впрочем, особо на это не рассчитывайте, лучше старайтесь найти наиболее дружелюбных индусов. Если где-то свободны верхние - залезаете на них и спите. Говорить или нет, что вы слезете - это зависит от того, насколько подозрительные люди снизу. Это могут быть такие же бомжи как и вы, а могут быть законные владельцы. Бомжей надо посылать, а требования законных владельцов удовлетворять (а лучше заранее сказать, что освободите полку по первому требованию). Если соседи сели на вашей станции, постарайтесь подсмотреть их билет (и не светить свой).
Когда наступит ночь, вас скорее всего сгонят с верхней полки, стелите простынку (купите ее заранее за 40-70 рупий) на пол между полками, на простынку спальник, в спальник сами. Отлично если у вас есть надувная пенка - будете спать почти как на полке. Голову можно запихать под полку, ноги тоже. Не бойтесь, индусы не будут падать на вас сверху, здесь так не принято. Поспать удастся часов до семи, потом соседи начнут тормошить сумки, поднимать ваши ноги, и так далее.

Не ходите спать в тамбур - там тусуют бомжи, грязно и воняет от туалетов. Если мест в проходах между полками нет, можно лечь и в основном коридоре, но тогда по вам всю ночь будут ходить, это неприятно, хотя индусы и очень аккуратны, но руки лучше не раскидывать. Постарайтесь упихаться под боковую полку.

Еда в поезде
В поезде дают вполне приличную индийскую еду - в основном рисовый плов берьяни. Он довольно острый, если не любите - ждите когда придут мужики с "котлет котлет", это вегетарьянские котлеты, очень сьедобные и неострые если не макать в соус. Также разносят чай и кофе (все с молоком) по 5 рупий. На станциях также продаются тонны ништяков. Мусор все выбрасывают в окна - контейнеров в вагонах нет. Если непривычны к индийской еде, возьмите в поезд печенье, а то станет плохо, и вы опробуете все 4 туалета в вагоне. Да, их там 4.

Прочее
Если вы достанете в поезде шахматы, то на вас будут смотреть очень уважительно.

Вотки жрат и курить в поезде нельзя. Разбавляйте виски с колой и соком и курите что угодно в туалете.

Говорят, что кондуктор может вселить вас на полку за взятку. На практике такого не встречалось.

Иногда встречаются приставучие нищие. Им можно обьяснить что ты человек бедный и едешь в слипере, а можно просто перекрестить - отваливают моментом.

Шуметь и орать в поезде можно сколько угодно - никто не обратит внимания.

Примерно так. В общем, не пугайтесь индийских поездов, все трудности преодолимы! А особенно если вам ехать ночь или меньше - закаленные в российском плацкарте испытают лишь незначительные неудобства.

URL записи